VISION ZERO – ЭТО РЕАЛЬНО
Вопросам исполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» был посвящен республиканский семинар, проведенный Министерством транспорта и коммуникаций и БелПрофТрансом в Минске. Мероприятие прошло в рамках «Недели нулевого травматизма», объявленной в отрасли с 18 по 24 июля.
К участию были приглашены руководящие работники отраслевых предприятий, отвечающие за вопросы охраны труда, а также главы областных профорганизаций. Минтранс на форуме представлял заместитель министра Сергей Дубина.
Обширной программой семинара было предусмотрено посещение нескольких площадок. Вначале все участники собрались на вокзале станции Минск-Пассажирский, где находится учебный класс по охране труда Минского отделения Белорусской железной дороги.
Начальник службы охраны и промышленной безопасности БелЖД Юрий Гимро рассказал об организации деятельности по ОТ на магистрали. Одна из главных особенностей государственного объединения заключается в широком спектре производств и выполняемых работ. В структуре стальной магистрали – локомотивные и вагонные депо, дистанции электроснабжения, сигнализации и связи, гражданских сооружений, подразделения информационных технологий, военизированная охрана, сельскохозяйственные предприятия. Предусмотреть и отследить все риски несчастных случаев очень сложно. Тем не менее вопросы сохранения жизни и здоровья работающих были и остаются здесь в приоритете. Как результат, последние 10 лет количество несчастных случаев на производстве в организациях БелЖД имеет общую тенденцию к снижению.
Сегодня на Белорусской железной дороге – более 63 тыс. человек, около 26 тыс. из них заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Только в 2021 году на мероприятия по улучшению условий и охраны труда было направлено более 6 млн рублей.
На магистрали внедрена и эффективно функционирует система управления охраной труда (СУОТ). В настоящее время она пересмотрена с учетом принципов Концепции нулевого травматизма как важного инструмента, позволяющего своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать профилактические меры.
Юрий Александрович акцентировал внимание присутствовавших на самом важном, на его взгляд, первом пункте концепции – «Стать лидером»:
– Он касается нас с вами. Лидер собственным примером должен показывать работнику, что вопросы охраны труда превыше всего. Если же руководитель на виду у подчиненных пренебрегает элементарными правилами безопасности, это сводит на нет все усилия, предпринимаемые в данном направлении.
Подытожив первое из заседаний семинара, авторитетную оценку дал главный технический инспектор труда БелПрофТранса Сергей Серый:
– Лучше всего в транспортной отрасли работа по охране труда поставлена именно на БелЖД. Она ведется давно и системно, что обусловлено спецификой железнодорожного производства, огромными объемами перевозок, высокими скоростями.
Следующей площадкой стал филиал «Троллейбусный парк № 2» государственного предприятия «Минсктранс», куда участники проследовали на инновационном, комфортабельном транспорте – электробусе. Это не только интересное ноухау в организации семинара. Для тех, кто еще никогда не пользовался данным городским общественным транспортом, – возможность оценить его преимущества и достоинства.
Электробус МАЗ 303Е предоставило ГП «Минсктранс». Пока на вооружении столичных транспортников таких машин всего четыре. Главная их особенность – ночная зарядка, которая позволяет использовать технику на маршрутах Минска в течение всего дня. Гарантированный пробег при любых нагрузках со всеми включенными потребителями – 160 км.
Первые электробусы появились в Минске в 2017 году. Это был транспорт производства холдинга «Белкоммунмаш». Поступил он именно в троллейбусный парк № 2.
– Почему, собственно, и хотелось показать участникам семинара, как организована работа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, в первую очередь электробусов, – пояснил первый заместитель генерального директора – главный инженер ГП «Минсктранс» Константин Гололобов.
Сегодня в парке насчитывается 48 автобусов и 99 троллейбусов, которые обслуживают 13 и 10 маршрутов соответственно. В штате организации – более 700 человек.
О том, какое внимание в филиале и в целом на предприятии «Минсктранс» уделяется созданию безопасных условий, красноречиво говорит хотя бы факт победы в прошлогоднем смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по ОТ на предприятиях Минска.
Заботятся здесь не только о безопасности, но и о комфортных условиях труда и быта своих работников. Директор филиала Александр Мазго рассказал о спортивной комнате, оборудованной в парке и работающей круглосуточно. В ней – два теннисных стола, тренажер для всех видов мышц, велотренажер, шведская стенка. Имеются хорошо оборудованные душевые и санузлы.
На предприятии открыли буфет, который начинает работу в 4.30. Подстраивались под смену водителей и все же не ожидали, что объект общепита окажется настолько востребованным и даже будет приносить хорошую выручку.
Мы зашли туда и пообщались с посетителями. Разумеется, первым делом спросили о ценах. В ответ услышали, что они умеренные и уровень зарплаты (на данном этапе) позволяет работникам парка здесь питаться.
Дальнейшие перспективы развития ГП «Минсктранс» связаны с обновлением подвижного состава. Но автобусов с классическим дизельным двигателем приобретать больше не будут.
– Основной упор мы делаем именно на развитие электротранспорта, – подчеркнул Константин Гололобов. – Сегодня базу подвижного состава предприятия составляют 1240 единиц автобусов, в том числе 93 электробуса. Это самый высокий показатель по количеству электротранспорта в нашей стране.
Нынче «Минсктранс» идет по пути реструктуризации. Уже в обозримом будущем филиалов чисто автобусных или электротранспортных (троллейбусных, трамвайных) не станет. Парки будут эксплуатировать смешанный подвижной состав, а троллейбусный парк № 2 вскоре переименуют в транспортный парк № 2.
На том же электробусе участники семинара прибыли на очередной объект – в Образовательный центр безопасности жизнедеятельности МЧС, который был открыт в начале 2021 года. В трехэтажном здании необычной архитектуры – более 30 интерактивных площадок, которые охватывают различные направления обеспечения безопасности населения. Здесь не читают лекций. Обучение проходит в форме развлекательных игр, квестов, погружения в среду, максимально приближенную к чрезвычайным ситуациям. Создавать иллюзию реальности помогают современные информационные технологии и интерактивные тренажеры. Увиденное и услышанное здесь, как правило, запоминается надолго. И есть немало случаев, когда все применялось в опасную минуту на практике.
После экскурсии по центру в конференц-зале учреждения состоялось пленарное заседание семинара. Оно началось с демонстрации фильма о Концепции нулевого травматизма Vision Zero, подготовленного БелПрофТрансом.
От отраслевого профсоюза выступил главный технический инспектор труда Сергей Серый. В связи с проведением в отрасли «Недели нулевого травматизма» докладчик детально остановился на одноименной концепции, разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. Vision Zero представляет собой практический инструмент управления в целях повышения безопасности и гигиены труда. Реализация семи «золотых правил», которые предлагает концепция, содействует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
– Если коротко о сути этих правил, то руководители и специалисты должны показывать другим пример для подражания, – прокомментировал представитель БелПрофТранса. – Они устанавливают нормы поведения, которым должны следовать сами и обеспечить понимание и выполнение их всеми на предприятии. Любое нарушение требований охраны труда требует немедленной реакции. Выявление факторов риска надо поощрять, как и любые правильные действия работников. Вознаграждение сотрудников за соблюдение правил ОТ – одна из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о людях и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников. Если с человеком советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются инструкции, он активнее стремится следовать установленным правилам. Это мотивирует к безопасной работе. Каждый должен заботиться о себе, равно как и о своих коллегах.
Основной смысл Концепции нулевого травматизма заключается в том, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены судьбой и не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Если жизнь и здоровье труженика подвергаются риску, это не может быть оправдано никакими высокими целями. Все производственные травмы и заболевания на рабочих местах можно предотвратить, а нулевой травматизм достижим.
Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций:
Мы понимаем, что только системная и слаженная работа государственных органов, общественных организаций и хозяйствующих субъектов позволит сформировать условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а также уменьшения потерь от транспортных происшествий. Для нашей отрасли по-прежнему актуальными остаются вопросы снижения производственного травматизма и количества транспортных аварийных случаев. Требуется продолжение работы по сокращению численности людей, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, обновление транспортных средств и оборудования, которые эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Семинар дает уникальную возможность для обсуждения ключевых вопросов в сфере обеспечения общественной безопасности, обмена накопленным опытом и решения стоящих перед нами задач.
С сообщениями на пленарном заседании выступили также представители МЧС, Минтруда и соцзащиты, ГАИ МВД, Транспортной инспекции Минтранса. В заключение заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Минтранса Павел Бречко прокомментировал типичные недоработки при реализации требований Директивы № 1. Среди них:
• отсутствие плана мероприятий по реализации документа;
• нерегулярное рассмотрение вопроса на совещаниях, заседаниях коллегий;
• формализм при принятии решений, отсутствие контроля за выработанными решениями;
• низкое качество выполнения поручений вышестоящих организаций;
• отсутствие системы управления охраной труда, анализа причин производственного травматизма и данных об авариях и инцидентах;
• не проводятся смотры-конкурсы и другие общественные мероприятия по ОТ;
• не обеспечиваются обучение и проверка знаний работников в области перевозки опасных грузов, охраны труда, промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• отсутствует контроль за своевременностью прохождения водителями медицинских осмотров и стажировок, а также сроками действия водительских удостоверений и разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
• используются техника и оборудование сверх нормативного срока службы.
Проведение в отрасли с 2021 года «Недели нулевого травматизма» – новая форма профилактической работы. Предприятия и организации ставят себе задачу и задействуют
все средства, чтобы в этот период не произошло на производстве ни одного случая травмирования работников. БелПрофТранс также определил базовые организации отрасли по продвижению Концепции нулевого травматизма.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»
Источник: VISION ZERO – ЭТО РЕАЛЬНО – Транспортный вестник (transport-gazeta.by)