Обеспечение безопасности судоходства – это комплексная задача, которая должна решаться всеми без исключения участниками, включая как плавсостав судов, так и береговых работников. Ответственное выполнение своих функций, знания и профессиональный подход, соблюдение требований нормативных актов, качественное обучение, преемственность и передача опыта молодым специалистам, это обязательные условия обеспечения безопасности судоходства со стороны эксплуатирующих субъектов. Системный подход, доскональное изучение сути вопросов, требовательность и знание законов, непредвзятость отношения, объективность оценок, это обязательные условия по контролю за обеспечением безопасности судоходства со стороны органов ее контролирующих.

Основными задачами в области безопасности судоходства являются:

  • Определение угроз безопасности судоходства
  • Оценка уязвимости объектов инфраструктуры водного транспорта
  • Нормативное правовое регулирование в области безопасности судоходства
  • Категорирование объектов инфраструктуры водного транспорта
  • Разработка и реализация мер в области безопасности судоходства
  • Подготовка специалистов в области обеспечения безопасности судоходства
  • Осуществление контроля и надзора в области обеспечения безопасности судоходства
  • Разработка и реализация требований безопасности судоходства
  • Информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности судоходства

Ниже приведена таблица в которой отражены основные типичные нарушения требований законодательства в области безопасности судоходства за 2023, за первое полугодие 2024 год

№ п/пНарушения законодательства, при эксплуатации судов, плавучих объектов, сооружений, расположенных на внутренних водных путяхОтветственность, предусмотренная за нарушениеВид санкцииВозможные последствия при нарушений требований законодательства в области безопасности судоходства
1Отсутствие судовых документов; документов, подтверждающих годность судна к плаванию;  документов, подтверждающих экологическую безопасностьАдминистративная, 18.6 КоАПШтраф от 20 до 50 БВ– аварии, связанные с техническим состоянием судов (затопление судов, повреждение объектов инфраструктуры, повреждение и потеря груза); – угроза жизни и здоровью людей; – угроза экологической безопасности.
2Нарушение установленных правил плавания по внутренним водным путям (далее – ВВП) Республики БеларусьАдминистративная, 18.6 КоАПШтраф от 20 до 50 БВ– аварии, вызванные столкновениями судов внутреннего плавания, навалы на сооружения; – аварии, вызванные столкновениями с участием маломерных судов.
3Нарушения несения вахтенной службы; устава службы на судахДисциплинарнаяПросечка в талоне предупреждений– браки в работе; – происшествия с участием самоходных судов.
4Нарушение правил регистрации судовАдминистративная, 18,33 КоАПШтраф от 3 до 5 БВ– нарушения имущественных интересов физических лиц и субъектов хозяйствования.
5Нарушения требований к обеспечению действия навигационных знаков судоходной обстановки, судовой сигнализацииАдминистративная, 18.6 КоАПШтраф от 20 до 50 БВ– аварии, вызванные столкновениями судов с сооружениями, расположенными на ВВП; – посадки судов на мель; – получение повреждений от подводных препятствий; – повреждение судоходных гидротехнических сооружений.
6Нарушения правил и порядка отстоя судов выведенных в резерв, а также судов на межнавигационном отстое в затонахДисциплинарная – повреждение и утрата имущества; – угроза экологической безопасности.
7Неисполнение письменного требования (предписания) должностного лица органа по безопасности судоходстваАдминистративная,
24.1 КоАП
Штраф до 20 БВ– аварии с участием судов;
– порча и утрата имущества;
– угроза жизни и здоровью людей.

Нормативные правовые акты регламентирующие и регулирующие деятельность в сфере внутреннего водного транспорта Республики Беларусь представлены в разделе Правовое регулирование