VISION ZERO – ЭТО РЕАЛЬНО

Вопросам исполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» был посвящен республиканский семинар, проведенный Министерством транспорта и коммуникаций и БелПрофТрансом в Минске. Мероприятие прошло в рамках «Недели нулевого травматизма», объявленной в отрасли с 18 по 24 июля.

К участию были приглашены руководящие работники отраслевых предприятий, отвечающие за вопросы охраны труда, а также главы областных профорганизаций. Минтранс на форуме представлял заместитель министра Сергей Дубина.

Обширной программой семинара было предусмот­рено посещение нескольких площадок. Вначале все участники собрались на вокзале станции Минск­-Пассажирский, где находится учебный класс по охране труда Минского отделения Белорусской железной дороги.

Начальник службы охраны и промышленной безопасности БелЖД Юрий Гимро рассказал об организации деятельности по ОТ на магистрали. Одна из главных особенностей государственного объединения заключается в широком спектре производств и выполняемых работ. В структуре стальной магистрали – локомотивные и вагонные депо, дистанции электроснабжения, си­гна­лизации и связи, гражданских сооружений, подразделения информационных технологий, вое­низированная охрана, сельскохозяйственные предприятия. Предусмотреть и отследить все риски несчастных случаев очень сложно. Тем не менее вопросы сохранения жизни и здоровья работающих были и остаются здесь в приоритете. Как результат, последние 10 лет количество несчастных случаев на производстве в организациях БелЖД имеет общую тенденцию к снижению.

Сегодня на Белорусской железной дороге – более 63 тыс. человек, около 26 тыс. из них заняты на работах с вредными и (или) опасными условия­ми труда. Только в 2021 году на мероприятия по улучшению усло­вий и охраны труда было направлено более 6 млн рублей.

На магистрали внедрена и эффективно функционирует система управления охраной труда (СУОТ). В настоящее время она пересмотрена с учетом принципов Концепции нулевого травматизма как важного инструмента, позволяющего свое­временно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать профилактические меры.

Юрий Александрович акцентировал внимание присутствовавших на самом важном, на его взгляд, первом пункте концепции – «Стать лидером»:

– Он касается нас с вами. Лидер собственным примером должен показывать работнику, что вопросы охраны труда превыше всего. Если же руководитель на виду у подчиненных пренебрегает элементарными правилами безопасности, это сводит на нет все усилия, предпринимаемые в данном направлении.

Подытожив первое из заседаний семинара, авторитетную оценку дал главный технический инспектор труда БелПрофТранса Сергей Серый:

– Лучше всего в транспортной отрасли работа по охране труда поставлена именно на БелЖД. Она ведется давно и системно, что обуслов­лено спецификой железнодорожного производства, огромными объемами перевозок, высокими скоростями.

Следующей площадкой стал филиал «Троллейбусный парк № 2» государственного предприятия «Минсктранс», куда участники проследовали на инновационном, комфортабельном транспорте – электробусе. Это не только интересное ноу­хау в организации семинара. Для тех, кто еще никогда не пользовался данным городским общественным транспортом, – возможность оценить его преимущества и достоинства.

Электробус МАЗ 303­Е предоставило ГП «Минсктранс». Пока на вооружении столичных транспорт­ников таких машин всего четыре. Главная их особенность – ночная зарядка, которая позволяет использовать технику на маршрутах Минска в течение всего дня. Гарантированный пробег при любых нагрузках со всеми включенными потребителями – 160 км.

Первые электробусы появились в Минске в 2017 году. Это был транспорт производства холдинга «Белкоммунмаш». Поступил он именно в троллейбусный парк № 2.

– Почему, собственно, и хотелось показать участникам семинара, как организована работа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, в первую очередь электробусов, – пояснил первый заместитель генерального директора – главный инженер ГП «Минсктранс» Константин Гололобов.

Сегодня в парке насчитывается 48 автобусов и 99 троллейбусов, которые обслуживают 13 и 10 маршрутов соответственно. В штате организации – более 700 человек.

О том, какое внимание в филиале и в целом на предприятии «Минсктранс» уделяется созданию безопасных условий, красноречиво говорит хотя бы факт победы в прошлогоднем смотре­-конкурсе на лучшую организацию работы по ОТ на предприятиях Минска.

Заботятся здесь не только о безопасности, но и о комфортных усло­виях труда и быта своих работников. Директор филиала Александр Мазго рассказал о спортивной комнате, оборудованной в парке и работающей круглосуточно. В ней – два теннисных стола, тренажер для всех видов мышц, велотренажер, шведская стенка. Имеются хорошо оборудованные душевые и санузлы.

На предприятии открыли буфет, который начинает работу в 4.30. Подстраивались под смену водителей и все же не ожидали, что объект общепита окажется настолько востребованным и даже будет приносить хорошую выручку.

Мы зашли туда и пообщались с посетителями. Разумеется, первым делом спросили о ценах. В ответ услы­шали, что они умеренные и уровень зарплаты (на данном этапе) позволяет работникам парка здесь питаться.

Дальнейшие перспективы развития ГП «Минсктранс» связаны с обновлением подвижного состава. Но автобусов с классическим дизельным двигателем приобретать больше не будут.

– Основной упор мы делаем именно на развитие электротранспорта, – подчеркнул Константин Гололобов. – Сегодня базу по­движного состава предприятия составляют 1240 единиц автобусов, в том числе 93 электробуса. Это самый высокий показатель по количеству электротранспорта в нашей стране.

Нынче «Минсктранс» идет по пути реструктуризации. Уже в обозримом будущем филиалов чисто автобусных или электротранспортных (троллейбусных, трамвайных) не станет. Парки будут эксплуатировать смешанный подвижной состав, а троллейбусный парк № 2 вскоре переименуют в транспортный парк № 2.

На том же электробусе участники семинара прибыли на очередной объект – в Образовательный центр без­опасности жизнедеятельности МЧС, который был открыт в начале 2021 года. В трехэтажном здании необычной архитектуры – более 30 интер­активных площадок, которые охва­тывают различные направления обеспечения безопасности населения. Здесь не читают лекций. Обучение проходит в форме развлекательных игр, квестов, погружения в среду, максимально приближенную к чрезвычайным ситуациям. Создавать иллюзию реальности помогают современные информационные технологии и интерактивные тренажеры. Увиденное и услышанное здесь, как правило, запоминается надолго. И есть немало случаев, когда все применялось в опасную минуту на практике.

После экскурсии по центру в конференц­-зале учреждения состоялось пленарное заседание семинара. Оно началось с демонстрации фильма о Концепции нулевого травматизма Vision Zero, подготовленного БелПрофТрансом.

От отраслевого профсоюза выступил главный технический инспектор труда Сергей Серый. В связи с проведением в отрасли «Недели нулевого травматизма» докладчик детально остановился на одноименной концепции, разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. Vision Zero представляет собой практический инструмент управления в целях повышения безопасности и гигиены труда. Реализация семи «золотых правил», которые предлагает концепция, содействует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

– Если коротко о сути этих правил, то руководители и специалисты должны показывать другим пример для подражания, – прокомментировал представитель БелПрофТранса. – Они устанавливают нормы поведения, которым должны следовать сами и обеспечить понимание и выполнение их всеми на предприятии. Любое нарушение требований охраны труда требует немедленной реакции. Выявление факторов риска надо поощрять, как и любые правильные действия работников. Вознаграждение сотрудников за соблюдение правил ОТ – одна из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о людях и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников. Если с человеком советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются инструкции, он активнее стремится следовать установленным правилам. Это мотивирует к безопасной работе. Каждый должен заботиться о себе, равно как и о своих коллегах.

Основной смысл Концепции нулевого травматизма заключается в том, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены судьбой и не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Если жизнь и здоровье труженика подвергаются риску, это не может быть оправдано никакими высокими целями. Все производственные травмы и заболевания на рабочих местах можно предотвратить, а нулевой травматизм достижим.

Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций:

Мы понимаем, что только системная и слаженная работа государственных органов, общественных организаций и хозяйствующих субъектов позволит сформировать условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а также уменьшения потерь от транспортных происшествий. Для нашей отрасли по-прежнему актуальными остаются вопросы снижения производственного травматизма и количества транспортных аварийных случаев. Требуется продолжение работы по сокращению численности людей, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, обновление транспортных средств и оборудования, которые эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Семинар дает уникальную возможность для обсуждения ключевых вопросов в сфере обеспечения общественной безопасности, обмена накопленным опытом и решения стоящих перед нами задач.

С сообщениями на пленарном заседании выступили также представители МЧС, Минтруда и соцзащиты, ГАИ МВД, Транспортной инспекции Минтранса. В заключение заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Минтранса Павел Бречко прокомментировал типичные недоработки при реализации требований Директивы № 1. Среди них:

• отсутствие плана мероприятий по реализации документа;

• нерегулярное рассмотрение вопроса на совещаниях, заседаниях коллегий;

• формализм при принятии решений, отсутствие контроля за выработанными решениями;

• низкое качество выполнения поручений вышестоящих организаций;

• отсутствие системы управления охраной труда, анализа причин производственного травматизма и данных об авариях и инцидентах;

• не проводятся смотры-конкурсы и другие общественные мероприятия по ОТ;

• не обеспечиваются обуче­ние и проверка знаний работников в области перевозки опасных грузов, охраны труда, промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• отсутствует контроль за своевременностью прохождения водителями медицинских осмотров и стажировок, а также сроками действия водительских удостоверений и разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

• используются техника и оборудование сверх нормативного срока службы.

Проведение в отрасли с 2021 года «Недели нулевого травматизма» – новая форма профилактической работы. Предприятия и организации ставят себе задачу и задействуют

все средства, чтобы в этот период не произошло на производстве ни одного случая травмирования работников. БелПрофТранс также определил базовые организации отрасли по продвижению Концепции нулевого травматизма.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»

Источник: VISION ZERO – ЭТО РЕАЛЬНО – Транспортный вестник (transport-gazeta.by)