РЕКА ИХ СУДЬБЫ

Более чем 70-летняя история РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» вместила в себя много славных дел, событий, успехов и достижений. Сегодня это – признанный лидер в области эксплуатации, строительства и реконструкции водных транспортных систем и гидротехнических сооружений Беларуси.

Десять лет предприятие возглавляет Николай Котецкий, ставший по итогам 2021­го лауреатом городского конкурса «Человек года». Столь высокую оценку своего труда он считает общей заслугой всего коллектива, который, несмотря на определенные сложности последних лет, остается на плаву, участвует в важнейших для экономики страны проектах. Так, в прошлом году «Днепробугводпуть» был задействован в работах на очистных сооружениях ОАО «Нафтан», модернизации рубежей задержания нефти на Днепре (нефтепровод «Дружба»), инженерной подготовке микрорайона Жемчужный в Пинске.

– Благодаря четкой и ясной политике предприятия, поставленным целям и задачам, а также возможностям, появившимся в регионах, мы вышли на более уверенный уровень экономического состояния и показали хорошие результаты. Два наших филиала – «Витебскводтранс» и «Нижне­Припятский» – сработали с прибылью, – отмечает Николай Тимофеевич.

В целом по итогам прошлого года в полной мере обеспечены задания Минтранса по рентабельности продаж (13%) и чистой прибыли (порядка 800 тыс. рублей). Грузооборот составил 5 млн т­км, пассажирооборот – 227 тыс. пасс.­км. За четыре месяца нынешнего года выручка достигла 4,6 млн рублей, грузооборот к соответствующему прошлогоднему периоду – 300%.

Наряду с содержанием вод­ных путей и гидротехнических сооружений пинские речники и их коллеги в филиалах Витебска и Мозыря осуществляют добычу и перевозку строительных материалов. Как это происходит, мы увидели, побывав на нескольких объектах РУЭСП «Днепро­Бугский водный путь».

Команда теплохода «Днепро­Буг» под началом капитана Василия Кондратюка буксирует рудовозы с пес­ком и отсевом. За день по Пине, Припяти и Верхней Припяти проходит до 100 км, выполняя порой 5–6 рейсов.

Для Василия Романовича «Днепро­Буг» – второй дом, на нем уже четверть века. А вообще в речном флоте – четыре десятилетия. И все на одном предприятии. Родом он из здешних мест, с детства любит реку. Поэтому и жизнь свою связал с ней. После окончания школы командного состава в Пинске уже 30 лет его основное рабочее место – в рубке у штурвала. Рядом молодой помощник – сменный капитан­механик Александр Олехнович.

– Не утомительно столько лет на одном месте? – интересуемся у капитана.

– Ну как же на одном, – не соглашается собеседник. – Мы всегда в пути: Брест, Мозырь, Микашевичи. Да и река не бывает одинаковой. Сегодня она гладкая, словно зеркало, а завтра – волнуется. И нужно найти к ней подход, договориться. А это уже зависит от мастерства речника.

Доставив порожний рудовоз к земснаряду по добыче песка, команда Кондратюка принимает баржу, заполненную речным песком…

Мы же тем временем переместились на земснаряд, работами на котором руководит командир­электромеханик Федор Щербук. Окончив Пинский гидромелиоративный техникум и школу командного состава в Гомеле, на предприятии он – 19 лет и свое дело знает на отлично. О земснаряде, прошедшем недавно реновацию, отзывается с особым чувством:

– Теперь здесь два новых дизель­генератора, рубка стала светлее и эргономичнее – с электронным пультом централизованного управления лебедками, контроля работы двигателей и прочим.

В рубке процессом забора песка управляет вахтенный начальник Алексей Колдобаев. Реку он знает с детства, и тяга к большой воде взяла свое, невзирая на два непрофильных образования за плечами. На предприятии он трудится полтора десятка лет.

– На борт баржа принимает около 1000 тонн песка, – поясняет Федор Щербук. – Загруженность определяем по осадке.

Рядом с земснарядом – брандвахта, так называемое общежитие на воде. Здесь есть кухня, столовая, гостиная. Заправляют всем шкипер с поваром. Ночуют вахтовики в одно­ или двухместных каютах. Так, на плаву, проходит вся навигация.

Оставив дружную команду Федора Георгиевича, спешим с Верхней Припяти на 5­й км Пины, к месту работы земснаряда ВД­23. Именно туда теплоход «Днепро­Буг» пришвартовал наполненную речным песком баржу. За пультом плавучего крана разгрузкой умело и ловко управляет Дмитрий Летяго. Ковш с каждым новым заходом пополняет очередную многомет­ровую песчаную гору по соседству с «пирамидой» отсева, доставленного из Микашевичей. Строительный материал пойдет на возведение нового городского микрорайона.

На время навигационного сезона, а это практически полгода, плавкран для Дмитрия Летяго становится рабочим местом и вторым домом. Для отдыха есть каюты, кухня, душевые.

В следующем году Дмитрий отметит 20­летие своей трудовой биографии на «Днепробугводпути». Прежде чем сесть за рычаги плавкрана, он прошел ступени профессионального роста от моториста до сменного командира.

– В свое время мог стать нефтяником, но пошел в речной флот. Это моя стихия, и о выборе не жалею. А Пинск – моя вторая родина, ведь здесь провел почти полжизни.

Впрочем, для всех, с кем удалось пообщаться, река стала вторым домом. И у каждого, что называется, характер – кремень. На таких людях и держится «Днепробугводпуть».

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»

Источник: РЕКА ИХ СУДЬБЫ – Транспортный вестник (transport-gazeta.by)